АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
Войти как пользователь ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Google
3.02.2022, 08:00 0
Еще одна громкая сделка в АПЛ.

Сербский миллионер, бизнес-ангел и «железный» переговорщик: кто они — новые владельцы «Саутгемптона»Когда Драган Шолак купил поле для гольфа «Роял Блед» в Словении за 11 млн евро, он хотел сделать его лучшим в Европе. Так началась двухгодичная реновация. В августе 2017 года на торжественном открытии первый удар по мячу достался принцессе Сербии Елизавете Карагеоргиевич.

Но Шолак только начинал. Он хотел идти дальше, и нанял Стива Чаппелла, главного агронома знаменитого шотландского курорта Глениглс. А еще Шолак — главный инвестор Sport Republic, которая недавно приобрела 80% акций «Саутгемптона». Тренер Ральф Хазенхюттль сам отправился в «Рояд Блед» — надо же, полушутя сказал он, быть в хороших отношениях с владельцем.

***

Драган Шолак — выходец зажиточной сербской семьи. Его отец преподает экономику, а раньше он состоял в попечительском совете югославского завода «Застава», который подмял под себя 80% автомобильного рынка бывшей республики.

«Застава» остается большом игроком на рынке военной техники. Если же верить списку самых богатых сербов из журнала Nedeljnik, Шолак — третий самый богатый человек в стране. Его состояние оценивают в 1,4 миллиарда фунтов.

57-летний Шолак не заработал свои богатства на приватизации, как два других человека в том списке. Его первая компания покупала и перепродавала права на телепрограммы и фильмы. В 2000 году он занялся кабельным телевидением в Сербии. В 2005-м его компания SBB поглотила 45% местного рынка и начала скупать соперников. Вскоре она не ограничивалась Сербией, и стала проникать в другие республики прошлой Югославии.

В 2014 году они слились в United Group, а их владельцем стала американская инвестиционная фирма KKR. Тут на сцене появляется Хенрик Крафт — связь между Шолаком и «Саутгемптоном». 48-летний предприниматель работал на KKR, затем состоял в совете директоров United Group. Он покинул компанию в 2016-м.

Сейчас United Group базируется в Нидерландах. Она действует в восьми странах на юго-востоке Европы, и отвечает за вещание более 50 телеканалов. Шолак — председатель United Group.

«Шолак — видный бизнесмен в этом регионе, особенно в Сербии, — говорит профессор журнализма словенского Люблянского университета доктор Марко Милосавлевич. — Он не знаменит и не стремится к славе — это вам не Илон Маск».

«Но поскольку ему принадлежат кабельные каналы и компании по всей бывшей Югославии и Болгарии, он превратился в конкурента правительственных компаний. Так он стал предметом атак со стороны многих политиков. Провластные таблоиды в Сербии его ненавидят, потому что там любой противник правительства сразу превращается во врага. В этом регионе так всегда».

Сербский миллионер, бизнес-ангел и «железный» переговорщик: кто они — новые владельцы «Саутгемптона»

В прошлом году у правительства появилась новая причина недолюбливать Шолака — футбол. Одним из самых популярных каналов United Group является SportKlub, обладающий правами на показ ведущих европейских чемпионатов. Точнее, так было до прошлого года, когда главный соперник United Group, Telekom Srbija, стал платить баснословные деньги за показ Лиги чемпионов, Ла Лиги, Серии А и АПЛ на своем канале Arena Sports.

Telekom Srbija принадлежит государству, а его начальство находится в тесных связях с президентом страны Александром Вучичем и Сербской прогрессивной партией. Причина, по которой Telekom Srbija так потратилась, проста: во что бы то ни стало навредить United Group. Не идет даже речи о любви к футболу или попытках заработать на трансляциях.

В 2021 году академики, политические активисты и деятели просили руководство АПЛ не соглашаться на предложение Telekom Srbija в размере 500 млн фунтов. Эта сумма в семь раз превышает то, что платил SportKlub. Но лига не прислушалась.

Марко Милосавлевич делает предположение, что покупкой «Саутгемптона» Шолак попытался нанести ответный удар по обидчикам, хотя не исключает, что дело не только в этом.

Питер Хоррокс, в прошлом директор BBC World Service, сейчас работает в United Group.

«Шолак целеустремлен. Он предприниматель, который сильно печется о своей родине. Он верит в то, что Сербия выиграет от объективной и независимой журналистики. Он сам аполитичен, но хочет, чтобы Сербия преуспевала. Государственные СМИ выставляют его злодеем, но оно и понятно — нынешнее руководство страны делает все, чтобы вернуться к авторитарному режиму. Так они делают его политической фигурой, антипатриотом. Но он видит себя просто сербом. И он отказывается отступать».

«United Group находится под политическим давлением в Сербии, но, несмотря на эти преграды, она остается на сильных позициях. Это слишком большая компания. Это, собственно, еще одна причина, по которой правительства Сербии и даже Словении их недолюбливают. Они автономны» — добавляет Милосавлевич.

***

Многие знают Шолака, но о Крафте этого не скажешь.

Один контакт как-то наткнулся на него пару лет назад, отметив, что у него «много связей», и что он «печется о деталях», но это все.

Крафт получил работу в United Group, потому что он возглавлял европейское подразделение индустрии технологий и коммуникаций KKR, и покупка в 2014 году кабельного и медиа-бизнеса Шолака была классическим ходом для KKR.

Основанная в 1970-х годах, частная инвестиционная фирма стала синонимом бума выкупа с привлечением заемных средств. Самой известной сделкой KKR был выкуп в 1988 году продовольственного и табачного гиганта RJR Nabisco — корпоративный рейд, который был задокументирован в книге-бестселлере и последующем фильме 1993 года «Варвары у ворот».

Сербский миллионер, бизнес-ангел и «железный» переговорщик: кто они — новые владельцы «Саутгемптона»

Однако Крафт не варвар — у него степень в области инженерии, экономики и менеджмента Оксфордского университета, да и KKR уже не столь агрессивна. К тому времени, когда датчанин присоединился к их лондонскому офису в 2006 году, фирма чаще всего инвестировала в стартапы.

После окончания Оксфорда первой работой Крафта была консультация по вопросам управления в Лондоне, прежде чем он присоединился к Apax, глобальной частной инвестиционной компании. Переезд в KKR был шагом вперед, и там он провел 10 лет.

Но 10 лет спустя он покинул KKR, чтобы стать так называемым бизнес-ангелом (состоятельным человеком, который оказывает помощь начинающим предприятиям) в областях спорта, технологий и телекоммуникаций. Согласно его профилю в LinkedIn, Крафт предоставил начальный капитал более чем 40 стартапам, в том числе основанной на блокчейне игре в фэнтезийный футбол Sorare, системе отслеживания спортсменов Sportlight и скаутскому приложению Tonsser. Последнее теперь принадлежит Sport Republic, инвестиционной компании, созданной Крафтом и Анкерсеном при поддержке Шолака.

Крафт всегда держался в тени, и очень немногие в британской футбольной индустрии вообще о нем знали.

Возможно, если они хотят узнать его получше, им следует взять пример с сэра Алекса Фергюсона и поболтать с ним за бутылкой приличного вина. Крафт – настоящий знаток, недавно получивший квалификацию эксперта в Образовательном фонде вина и спиртных напитков.

***

38-летний Расмус Анкерсен покинул пост содиректора «Брентфорда» по футболу в декабре, проработав на этом посту более шести лет и менее чем за неделю до того, как было объявлено о поглощении «Саутгемптона».

Его отношения с западной частью Лондона восходят к встрече с Мэтью Бенамом, их владельцем, в 2013 году. Они хорошо поладили, и Анкерсен был назначен председателем «ФК Мидтьюлланн».

Анкерсен сыграл ключевую роль в революционизировании «Брентфорда», поскольку они начали использовать модели статистического анализа для выявления молодых игроков, которых можно было подписать, а затем продать с прибылью. Такой подход привел к продажам Нила Маупея (16 миллионов фунтов), Олли Уоткинса (28 миллионов фунтов) и Саида Бенрами (21 миллион фунтов стерлингов плюс 5 миллионов).

Анкерсен играл центральную роль в переговорах, которые велись с агентами и другими клубами.

Сербский миллионер, бизнес-ангел и «железный» переговорщик: кто они — новые владельцы «Саутгемптона»

«С ним ужасно вести переговоры, но он справедлив», – сказал один агент. «Он никогда ничего не отдает, ни пенни. С ним приятно работать, и он справедлив, но он очень жесткий переговорщик».

Ожидается, что Анкерсен не будет играть активной роли в повседневном управлении «Саутгемптоном», но селекция будет во многом от него зависеть. Однако его главным фокусом будет Sport Republic — группа, которую он стремится превратить в успешную мультиклубную модель в ближайшие годы.

Помимо работы в футболе, Анкерсен написал две бизнес-книги. Это открыло для него другие двери, и он стал уважаемой фигурой в бизнесе, выступая с докладами перед Coca-Cola, Google, AstraZeneca, Tui, McDonald's и Lego среди прочих.

«Будь у меня компания, я бы сделал его гендиром», — сказал близкий источник.

***

Пока рано говорить, поможет Sport Republic клубу или нет, но надежда остается. Больше денег, больше проницательных предпринимателей и, может, настоящий план — все это нужно «святым» для того, чтобы стать клубом мирового уровня.

Текст: The Athletic
Перевод: Денис КОШЕЛЕВ
+1
Автор: SergeФото:

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)